Традиционные игры и питание тувинцев: роль в сохранении здоровья

Традиционные  игры и питание тувинцев:
роль в сохранении здоровья.
ГБУ НИИ «Медико-социальных проблем и управления Республики Тыва»,
кандидат медицинских наук, М.М. Кызыл-оол.

Национальные игры представляют собой особый вид спорта и составляют уникальный пласт в культуре любого народа. У тувинцев из поколения в поколение существовала устойчивая система разнообразных национальных игр. Национальные тувинские игры в сравнении с играми других народов отличаются зрелищностью и массовостью. Помимо этого, они сохранились до наших дней в своем первоначальном виде. В условиях трудного существования в резко-континентальном климате Республики Тыва, не существующего нигде кроме Оймякона Республика Саха (Якутия), тувинцы-кочевники с раннего детства прививали своим детям навыки физического развития, поскольку немаловажную роль в сохранении здоровья человека играют природно-климатические условия и образ повседневной жизни. Поэтому, тувинцы-кочевники всегда находились в постоянном движении. Никаким специальным тренировкам, как у нынешних спортсменов, не нуждались наши предки для укрепления своего физического здоровья. Физический труд являлся неотъемлемой частью повседневной жизни, в том числе в приготовлении пищи и ухаживании за домашними животными. История развития тувинских традиционных мужских игр уже становится предметом изучения и применения в дальнейшем в качестве примера, не только для подражания и воспитания, но и в целях укрепления и сохранения здоровья населения, особенно подрастающего поколения. В истории современной Тувы в различных источниках опубликованы материалы о роли традиций тувинцев в сохранении здоровья будущих поколений.  Однако до настоящего времени еще не изучен вопрос о роли самобытного уклада в сохранении здоровья тувинского народа, связанные с ее традициями и питанием, которые могут быть необходимы для проведения анализа и причин смертности от заболеваний населения в настоящее время. Данные изученные материалы необходимы для дальнейшего использования в целях развития укрепления и сохранения здоровья, а также для проведения разъяснительной работы среди подрастающего поколения. Огромную роль должны сыграть соблюдение требований к здоровому питанию и здоровому образу жизни в целом.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время идет возрождение традиций и обычаев тувинского народа. Поэтому, усиливается интерес  не только к зрелищным играм, но и к здоровому питанию. В последнее время популярным стал Губернаторский проект — «Одно село — один продукт», благодаря которому многие кожууны республики начали возрождать и выпускать продукты местного производства, а самое главное — экологически чистые продукты с соблюдением наиболее приближенных технологий, аналогичные по технологиям наших предков.

Указом Главы Республики Тыва Ш. В. Кара-оолом, 2015 год объявлен – «Годом народных традиций в Республике Тыва.

Тувинские традиционные игры, как сложное социальное, психологическое и педагогическое явление, есть отражение реальной действительности. Многие исследователи отмечают особую роль тувинских народных подвижных игр в воспитании молодого поколения республики. Через игры передавался жизненный опыт поколений, усваивались народные обычаи и традиции. Праздники и игры стали необходимой частью народной системы физического воспитания. Таким и стал тувинский национальный праздник животноводов «Наадым» — праздник урожая и животноводов, который включал в себя многие спортивные национальные состязания. История «Наадыма» насчитывает многие тысячелетия.

Для укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения тувинцы – кочевники всегда сопровождали и приобщали в верховой езде, в  котором  комплексно воздействовал на весь организм с ранних лет. Поэтому общение с лошадью развивало у тувинцев — кочевников психологическое здоровье с повышением уверенности в своих силах и самооценки с ранних лет. Со временем, успешно приобретая навыки управления лошадью, формировались такие качества как самосознание, самообладание, избавление чувства тревоги и страха. При этом у тувинцев формировались устойчивые, заинтересованные, уважительные отношения к культуре родного края, любви и преданности родной земле, так как всегда существовала взаимосвязь – человек, лошадь и  природа.

Кроме того, верховая езда на свежем воздухе способствовало естественному закаливанию  всего организма. Таким образом, у тувинцев – кочевников с раннего детства были  развиты все группы мышц, отмечалась правильная осанка, отлично развит вестибулярный аппарат. Тувинцы – кочевники имели многодетные семьи. Женщины после многочисленных родов не отмечали никаких послеродовых осложнений. Одним из главных причин было увлечение женщин в быту верховой ездой на лошади. При этом  улучшались кровоснабжения органов малого таза, укрепляли мышцы живота и промежности. Лошадь разогревал мышцами спины своего всадника, так как нормальная температура лошади в среднем на 1,5 градуса выше, чем у человека, а у двигающего лошади температура отмечалась и того больше. А у мужчин езда на лошади не только оказывал профилактику заболеваний предстательной железы, но лечит простатит.

Каждая из традиционных игр тувинцев имели свои особенности. Тувинская национальная борьба «Хуреш» начинается и заканчивается танцем «Девиг» (танец орла) — это танец, языком жеста и движения которого говорят о любви к родной земле, народу, к красоте своего края, также человек демонстрирует готовность к предстоящим состязаниям. В настоящее время ряд специалистов высказали мнение о том, что «Девиг» (танец орла), имея глубокие корни своего существования, вполне может использоваться в качестве массового проведения оздоровительной гимнастики на основе плавных движений (например, «У-шу» в Китае). У тувинских борцов всегда была залогом высокой физической готовности – ловля лошадей и удержание их на аркане. Они отличались взрывной динамикой, выносливостью, тонкой техникой, основанной  хорошо развитой  верховой ездой.

В сохранении и укреплении здоровья огромное значение играют не только традиционные игры тувинцев, но и здоровое питание, которое основано на употреблении естественных продуктов животного и растительного происхождения.

Известно, что в питании у тувинцев всегда преобладали белки и жиры животного происхождения — мясо и молочные продукты. В суровых климатических условиях без своих овец тувинцы не выжили бы. Тувинские овцы имели огромные курдюки.  Курдючный жир содержит полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Известно, что ПНЖК (арахидоновая, линолевая,  липолевая) имеют общее название витамина F — антихолестериновый. Также  в  баранине содержится очень мало жира, в том числе холестерина в 4 раза меньше, чем в говяжьем, и в 2,5 раза, чем в свином. Содержится также вещество лецитин, который позволяет регулировать уровень холестерина в крови у человека. Особую ценность придает и конский жир, в нем содержится 12 ПНЖК. Кроме того, конина — это полноценный животный белок с оптимальным  аминокислотным  составом, превосходящий таковой у других мясных продуктов.

У тувинцев, как у всех потомков евразийских номадов, очищение организма производили в очень эффективной форме — ежегодно, а именно в теплое время года. С появлением молока люди переходили на исключительно молочную пищу. Поэтому, они отлично умели изготавливать из молока такие продукты, аналогов которым нет, например, в русской кулинарии. Тувинский  хойтпак (коровий кумыс) был любимым напитком не только детей, но и взрослых. Это высокопитательный кисломолочный напиток. Замедляет старение и способствует долголетию. В нем казеин (сложный белок) находится в виде мельчайших частичек, что имеет большое значение для растворения его пищеварительными соками и в пищеварении. Хойтпак переваривается значительно легче, чем свежее молоко. Огромную ценность придавало значение кумыса из кобыльего молока, которое обладает выраженной антимикробной активностью, значительной питательной ценностью и способно стимулировать биологические процессы в организме человека.

Из растительных продуктов питания придавали значение  ячменю и пшенице, их обычно размалывали в ступе или на ручных жерновах после предварительного  прожаривания  в  чугунных чашах.

При неправильном  приготовлении пищи из злаков происходит потеря многих основных витаминов и минеральных веществ. Недостаток витаминов,  минеральных  и прочих веществ, приводит у человека пониженный тонус, становится вялым и ленивым. Из-за несбалансированного питания человек  инстинктивно тянется к самым разнообразным стимуляторам, начиная от  крепкого чая, кофе и кончая табаком, алкоголем и наркотиками. Подавленная жизнедеятельность организма, естественно, сказывается на поведении человека – раздражительность, агрессивность, неуравновешенность характера. Ученые разных стран отмечают, что проростки злаков – это суперпродукт, эликсир жизни, также рекомендуют вместо хлеба употреблять зерно крупного помола. Предлагаемая учеными технология приготовления пищи из проросшего зерна близка к технологии приготовления тувинского «Далгана» из ячменя или пшеницы, в котором содержит все наилучшее и полезное, что есть в зерне. Далган получают из обжаренного вместе с оболочками и зародышем зерна, он не портится при хранении. Как зерновой продукт, по своей пищевой и биологической ценности «Далган» превосходит все традиционные сорта выпеченного хлеба из муки высшего и первого сортов. Некоторые используемые современные оборудования далеки от технологии производства «Далгана» наших предков. Они даже могут нанести вред организму человеку.

После проведенных бесед  с знаменитым тувинским борцом мирового уровня — «Кучутен моге» (Высший титул борьбы «Хуреш») Республики Тыва Аяс Монгушем(42года) и ветераном физической культуры и спорта Республики Тыва, борцом-ветераном Михаилом Монгушем (70лет) можно сделать вывод, что все описанные в различных публикациях материалы по народным  традициям  и питанию тувинцев являются аналогичными, как и принято в повседневной жизни наших выдающихся спортсменов. Оба они работают по настоящее время. Жизнь этих замечательных спортсменов похожи — родились и выросли в семье чабанов в юрте, которые соблюдали обычный кочевой образ жизни. В детстве помогали родителям по уходу за домашними животными, особенно за лошадьми. Помощь в семейном хозяйстве всегда сопровождал постоянный физический труд. Михаил Очурович вместе с дедушкой, который дожил до 99лет с 5 лет ходил в лес и перетаскивал большие бревна. Аяс Семис-оолович не может долго находиться в городских условиях с благоустроенной жизнью, иногда порой даже  очень сильно начинал уставать. Как только приедет на свою «аал» (чабанская стоянка), прогулявшись по горам и полям на лошади, получал огромную энергетику и силу. Затем чувствовал себя уверенно, как — будто набрал новой силы.

Со слов Михаила Очуровича, когда учился в Омском физкультурном институте, у всех однокурсников проверяли состояние вестибулярного аппарата путем вращения человека специальным устройством, после чего необходимо было пройти по прямой линии. Никто из однокурсников не смогли выполнить данное задание, кроме его одного, как это он связывал — с раннего детства увлекался ездой на лошадях, а это укрепляет и развивает вестибулярный аппарат человека.

Особое внимание было уделено в вопросах питания наших знаменитых земляков с  раннего детства. Оба они рассказывали, что питались теми — же продуктами, которые из поколения в поколения употребляли наши предки — это  в основном мясные и молочные продукты: «Далган», «Чинге-тараа» (просо), «Хойтпак» (коровий кумыс), мясо и другие. Выращивали и готовили сами родители. Наиболее любимым для них было употребление «Чинге-тараа» (проса) со сметаной. Жирное мясо употребляют до сих пор, но Аяс Семис-оолович в последние годы исключительно перешел на конину.

Михаил Очурович даже с удивлением относится врачам, которые запрещали употреблять жирное мясо, так как со стороны здоровья он никаких жалоб не предъявляет, а бывает лишь на приеме у врачей только для прохождения медицинского осмотра для предоставления на работу, «а жирное мясо как кушал раньше, так и кушаю сейчас»,- говорил.

Очень интересно было по рассказам Аяса Семис-ооловича, когда он участвовал в сборах  городах России, а также в других странах таких, как Япония, Монголия. Замечал реакцию организма на характер питания. Так, например, когда он находился в течение одного месяца в Токио, то терял в весе, хотя  питание было в достаточном количестве. А вот в Монголии, наоборот,  отмечал прибавку в весе. В питании преобладало в основном жирное мясо. После обильного питания, всегда давали кумыс (кобылье молоко) в достаточном количестве. Как таковых, не отмечал чувства тяжести и расстройства в желудке.  Через некоторое время заметно почувствовал силу рук, особенно кисти.

В настоящее время в условиях стремительного развития химической и пищевой промышленности большая часть продуктов, которые оказываются на нашем столе, подвергаются технологической обработке: консервирование, рафинирование, длительное и неправильное хранение. Таким образом,  не повышают содержание витаминов, макро- и микроэлементов, пищевых волокон и биологически активных веществ в пище, в результате которой повышается риск возникновения заболеваний, непосредственно связанных с неправильным питанием, что приводит к ухудшению здоровья человека. Большинство продуктов употребляют после переработки: колбасные, кондитерские, хлебобулочные изделия, кисломолочные продукты, различные блюда и. т.д. Как считает директор ФГБУ НИИ питания РАМН В.А. Тутельян, «разговор о продовольственной безопасности начинать надо со структуры питания». К сожалению, в наше время уровень питания населения очень далек от совершенства. Столетиями человечество стремилось освободить себя от физических нагрузок, механизируя и автоматизируя производство, изобретая автомобили, лифты, бытовую технику, развивая коммунальное хозяйство. В результате за сто лет наши суточные энергозатраты снизились в 1,5-2раза. Поэтому наблюдается распространения заболеваний, непосредственно связанных с неправильным питанием (алиментарно-зависимых, «болезней цивилизации»): атеросклероз, остеопороз, подагра, некоторые злокачественные новообразования. Нарушение пищевого статуса ведет к ухудшению здоровья и как следствие – развитию заболеваний. Увы, доказательная медицина эта показала раньше, чем научная. Если принять все население России за 100%, здоровых окажется только 20%, людей в состоянии маладаптации (с пониженной адаптационной резистентностью) — 40%, а в состоянии предболезни и болезни – по 20%, соответственно. ( С.Н.Быковский, «Аналитические методики для контроля качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Пищевая ценность определения фальсификации». Часть III. Москва — 2014г.).

Выводы: 

  • История и развитие тувинских традиционных игр действительно становятся актуальным предметом изучения современной Тувы в целях укрепления и сохранения здоровья населения.
  • Традиционные тувинские игры играют ключевую роль в воспитании нынешнего подрастающего поколения и сохранили свою самобытность по настоящее время.
  • Несоблюдение традиций приводит население республики к отрицательным показателям смертности от различных заболеваний, особенно сердечно — сосудистых, в сравнении с показателями здоровья населения старой Тувы.
  • Для укрепления и сохранения здоровья населения играют огромную роль не только традиционные игры, но и здоровое питание на основе экологически чистых продуктов животного и растительного происхождения на условиях соблюдения традиционных методов приготовления.
  • На примере знаменитых спортсменов, в котором соблюдают по настоящее время обычаи и традиции тувинского народа, состояние здоровья намного отличается в сравнении с другими жителями Республики Тыва.
  • Продукты питания, заполненные в прилавках наших магазинов, подвергались и подвергаются  современной обработке в химической и пищевой промышленности, что являются одним из основных причин многих заболеваний среди населения Республики Тыва.

Литература:

  1. О.Ф. Деревянко, Т.Я. Кустова.

Овцеводство и козеводство и технология производства шерсти и мяса.

Киев-1990,  с 62.

  1. П.И. Шилов, Т.Н. Яковлев. Основы клинической витаминологии.

М- 1964, с 132-134.

  1. А.В. Погожева, И.А. Розанова, К.В. Сороковой, З.В. Карагодина,

М.М. Лебачев.

Изучение интенсивности процессов прекислого окисления липидов при использовании полиненасыщенных жирных кислот растит и животного происхождения в диетотерапии больных ишемической болезнью и гипертонической болезнью.

Вопросы питания № 4,32, 1997 г.

  1. В.Н. Титов. Биологическое обоснование применения полиненасыщенных жирных кислот семейства W-3 в профилактике атеросклероза.

Вопросы питания. № 3,34, 1999 г.

  1. И.П. Чепурный. Роль некоторых минорных сахаров в жизнедеятельности человека. Вопросы питания, № 3,34, 1999 г.
  2. К.Ниши. Золотые правила здоровья. СПб-2000 г, с 28-29.
  3. С.И.Дамдын. Тезисы Конгресса национальных систем образования, Юрта — традиционное жилище кочевых народов Азии, Кызыл, 14-18 июля 2004 года, Часть 3, с15-17.
  4. М.Г.Шабаев. Очерки истории здравоохранения Тувы. Тувинское книжное издательство, Кызыл, 1975г.196с.
  5. О.О.Бартан. Сборник материалов. Многопрофильная научная лаборатория по медико-биологическим проблемам при МЗ РТ. Актуальные проблемы сохранения здоровья населения Республики Тыва. Кызыл-2003г. с160-170.
  6. С.Н.Быковский. Аналитические методики для контроля качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Ч.3. Пищевая ценность. Издательство Перо, Москва- 2014г. 288с.
  7. С.К.Шойгу. Антология. Урянхай. Тыва дептер. Том I. Издательство Слово/Slovo.Москва-2007.
  8. М.Б.Кенин-Лопсан. Тыва чанчыл (Тувинские традиции). Ч.I и II: Учебное издание – Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг». 2010г. 360с.
  9. В.К. Даржаа. Научно — популярное издание. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том I. Хозяйство, охота, рыбалка. Тувинское книжное издательство. Кызыл-2009г. 592с.