Аржаанные истории

Одной из народных традиций в современной Туве является «самоорганизованный» выезд населения на целебные источники в период созревания воды – примерно после для Ивана Купалы. Лично я стала увлекаться аржаанным лечением с 2013 года, чему предшествовало постоянное обращение к врачам на проведение блокады источника боли. Видя мои страдания, одна очень хорошая женщина пригласила поехать с ней на Аржаан «Дыттыг-Доргун».
Лечение на аржаанах начинается с выражения почтения хозяевам местности через обряд «саң салыр». После завершения лечения проводят тот же обряд, но уже выражая благодарность за возможность воспользоваться даром природы. Для безопасного осуществления этих обрядов хозяйкой аржаана «Дыттыг-Доргун» — Зинаидой Шыыраповной (к сожалению, ушедшей в мир иной) — заботливо установлен очаг-треножка с припаянным котелком, здесь же и железный бочонок для выброса истлевших углей. Огораживание территории источника, установка стенда «Правила пользования целебными источниками», облагораживание душевой кабины — все это её рук дело.
Самое большое число отдыхавших было зафиксировано в 2013 году, когда из-за снесенного моста по дороге на аржаан «Дустуг-Хем» очень многие приехали именно на этот аржаан: тогда мы насчитали более 110 палаток. Очереди были приличные – ждали по 30 и более минут. Большинство приехавших страдали от недугов опорно-двигательного аппарата, реже — от кожных заболеваний. После процедур лично я уже на третий день почувствовала, что могу садиться на более низкие сидения, а через неделю дома уже делала приседания.
Во время моего пребывания на аржаане я стала свидетелем одного из случаев исцелений. Одну женщину на принятие душа к источнику принесли зятья на спине, а дочери перекладывали ей ноги, чтобы она смогла зайти в душ. Её пропустили без очереди, сочувствуя случившемуся с ней. Женщине был 51 год. Инсульт с гемиплегией у нее случился в декабре 2012 года. Как только ее выписали из больницы, родные дома стали обливать пораженную часть тела водой из целебного источника. Стала проявляться чувствительность кожных покровов. Через полгода после инсульта дети привезли ее на аржаан: первые два дня обливали в палатке, на третий день на спине принесли на источник, на четвертый день мы увидели, как она уже сидела в очереди, а на пятый — как она сама переставляла ногу.
Встретили другую женщину 49 лет, которая тоже перенесла инсульт в 41 год и теперь совершенно здорова: речь восстановилась абсолютно, следов парезов нет. Говорила, что при понимании хода выздоровления всегда можно побороть любой недуг. Вот такая оптимистка!
В этом году палаток наблюдалось раз в 10 раз меньше, чем в четыре года назад. География приехавших, как правило, охватывает жителей из Аскизского района Хакассии, Кызыла и Бай-Тайги, которых большинство. Отдыхают люди совершенно разных возрастов, среди которых немало и подростков, отроков и даже 3-месячный ребенок с двухлетней сестричкой, детишки дошкольного и младшего школьного возрастов.
Во время лечения я в основном ограничивалась 3-кратным приемом водной процедуры температурой источника не более 4 градусов Цельсия и продолжительностью приема душа не более 2-7 минут. Сила струи была весьма ощутима, диаметр ее — более 5-7 см. Во время пребывания в душе я успевала прочитать 3 раза тарину Будды медицины Менла.
Первая реакция на душ у отдыхающих индивидуальная: бывает, от холодной воды образовываются кожные проявления в виде бляшек размером более 50 коп с зудом и болью. Таким людям я, как представитель современной медицины, предлагала приостановить прием, но кто-то, наоборот, видел в этом освобождение организма от недуга.
Очень горжусь нашим малочисленным народом, сохранившим свои традиции в первозданном виде. Пусть не иссякнут целебные дары природы! Пусть умножится и укрепится народная мудрость по сохранению традиций на века!!! Курай! Курай! Кура-а-ай!!!

Начальник отдела аржаанологии, курортного дела и народной медицины Института Мария Наксыл. 21 – 26 июля 2017 Кызыл – Дыттыг-Доргун – Кызыл